AutoBiysk
Навигация
Главная
Новости
Мини-чат
Календарь событий
Download
Форум
Статьи
Поиск
Категории статей
Назад в категорию >>>

С 1 января российские автовладельцы платят автостраховку по-новому

Правительство утвердило новую сетку тарифов по ОСАГО – постановление от 08.12.2005 г. № 739. Существенно цены не меняются, но их расчет станет более четким как для страховщиков, так и для автовладельцев.

Нововведения коснулись пяти принципиальных моментов.

Во-первых, правительство более детально прописало порядок применения коэффициентов по скидкам-надбавкам (бонус-малус) за безаварийную езду. Если, к примеру,  к управлению авто допущены несколько водителей с разными классами, то будет использоваться коэффициент «наихудшего» водителя. Например, если к управлению автомобилем допущены три водителя, первый имеет скидку 5 процентов, второй не имеет ни скидок, ни надбавок, а третий имеет надбавку за аварийность 40 процентов, то при расчете премии страховщик применит повышающий коэффициент 1,4 (по третьему водителю).

Во-вторых, максимально детализированы формулы расчета страховой премии для физических, юридических лиц и иностранцев. Теперь каждый автовладелец сможет самостоятельно рассчитать свою страховую премию в зависимости от типа авто, мощности двигателя, времени приобретения полиса и даже гражданства. Всего в постановлении прописано 18 формул вместо бывших 4. Кроме того, даны разъяснения по применению отдельных коэффициентов. Так, в частности, с точностью до одной стотысячной прописан коэффициент пересчета мощности двигателя транспортного средства из киловатт в лошадиные силы. Это актуально для владельцев иномарок. Один киловатт у иномарки отныне равняется 1,35962 «нашим» л.с. Такая ювелирная точность избавит страховщиков от погрешностей при отнесении страхователя, точнее, его транспортного средства в ту или иную группу. И как следствие – недовольства и вопросов автовладельцев иномарок.

В-третьих, правительство скорректировало коэффициенты расчета страховки в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля. В выигрыше остались владельцы автомобилей мощностью свыше 150 л.с. – для них коэффициент стал 1,7 вместо 1,9. Эта поправка внесена из-за того, что более мощные машины, чаще всего иномарки, более надежны, оборудованы хорошими средствами защиты, и прежний страховой тариф, по мнению специалистов, был для них завышен. Дешевле обойдется страховка и для владельцев авто с мощностью больше 95, но меньше 100 л.с.

Четвертое новшество касается определения базовой ставки страхового тарифа. Напомню, что раньше он определялся в зависимости от типа транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства (ПТС). В реальности страховщики часто сталкивались с ситуациями, когда в ПТС указывался тип транспортного средства, который отсутствовал в постановлении правительства. В результате автовладелец и страховщик спорили, по какому тарифу надо страховать, например, бетономешалку или пожарную машину. Теперь при определении базовой ставки страхового тарифа помимо типа транспортного средства учитывается и его категория. И в случае если тип авто противоречит его категории, то базовая ставка определяется по категории.

Кроме того, правительство уравняло маршрутные микроавтобусы с такси. Ранее владельцы, например, «Газелей» стремились «провести» эти машины как легковые, чтобы платить меньшую страховку в 1 620 рублей. Теперь они такой лазейки лишены.

Уточнены и так называемые территориальные коэффициенты для российских городов и весей. Для Бийска коэффициент составляет 1,0. Для сравнения: Барнаул – 1,3, Горно-Алтайск – 1,0, прочие малочисленные города и поселки Алтайского края и Республики Алтай – 0,5 (коэффициент для всех транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним).

Нас также интересует, что еще может случиться с автогражданкой в 2006 году?

В течение 2005 года у восьми страховых компаний приостановлены или отозваны лицензии.

Если учитывать, что требования к страховщикам, осуществляющим ОСАГО, несколько ужесточены, стоит ли ждать сокращения компаний, продающих эту услугу? По–моему мнению не стоит. Но даже если несколько компаний покинут этот рынок, союз вполне способен выплатить пострадавшим в ДТП от клиентов этих компаний из компенсационного фонда. На сегодня его резерв составляет более миллиарда рублей. За все время действия ОСАГО из него было выплачено 51,5 миллиона рублей, из которых 43 миллиона приходится на полисы страховых компаний с отозванными лицензиями, все остальное на выплаты по жизни и здоровью.

В 2005 году выплаты по жизни и здоровью составляли не более 3 процентов в структуре возмещений по ОСАГО. В 2006 году ожидается увеличение объема этих выплат. Но не намного. И дело не в том, что страховщики не хотят платить по этим случаям. Оказывается, обращений мало. Мало кто задумывается, что жизнь и здоровье имеют стоимость, выраженную в рублях. У людей в первую очередь голова болит о том, как вылечить своего близкого. А уж когда он вылечился, то на радостях они забывают о возвращении средств, потраченных на лечение.

Но дело не только в отсутствии жалоб. До сих пор в стране ни в одном законе четко не прописано в денежном выражении, как должна оплачиваться нетрудоспособность, вред здоровью. Сколько стоит сломанная нога, а сколько больничный на два месяца? Проект нормативных актов, которые предусматривают методики таких расчетов, направлен соответствующим институтом в минздравсоцразвития.

Пока остается открытым вопрос о возмещении похоронных расходов. В законе прописано, что они должны быть возмещены, но как их считать, из чего исходить – непонятно. Можно хоронить на дорогом кладбище, в шикарном гробу, поставить на мраморный монумент, а можно после кремации урну с прахом дома на полочке поставить. В первую очередь государство должно над ним задуматься и уже определится. Ведь при том количестве терактов и техногенных катастроф именно ему приходится оплачивать похоронные расходы родственникам погибших.

Еще одно нововведение ожидает нас в 2006 году. Вот только когда – пока непонятно. Сейчас обсуждается возможность корректировки тарифов по ОСАГО. Предлагается включить в них затраты на оплату услуг «скорой помощи» и работ МЧС, связанных с ликвидацией последствий ДТП. До сих пор оплата «скорой» и бригад по ликвидации лежала целиком и полностью на плечах местных бюджетов. МЧС уже представил свои расчеты на эту тему в Российский союз автостраховщиков (РСА). Осталось минздравсоцразвития определить регионы, по данным которых можно будет провести подобные вычисления. На основе всех материалов эти два ведомства совместно с РСА разработают соответствующие предложения. Если Минфин их одобрит, то тарифы на ОСАГО могут возрасти.

Также предлагается за возмещением по ОСАГО обращаться не в компанию виновного в ДТП, а в страховою компанию потерпевшего, что, на мой взгляд, является абсолютно правильным решением.

За основу предлагается взять опыт Австрии. Впрочем, конкретные предложения на эту тему будут обсуждаться в первом квартале 2006 года. 

Костенков Александр Германович, частнопрактикующий юрист.

Прием по вопросам гражданского и арбитражного права по адресу: г. Бийск, ул. Петрова, 17, каб. 28 (поселок котельщиков), тел. 36 74 78, 8 960 944 9887.