Академический тюнинг
Прислано Ivin на Декабрь 26 2006 10:25:23
Отсутствие информации и активный приток неспециалистов в эту теперь популярную сферу деятельности породили массу небылиц и заблуждений, которые сегодня устойчиво циркулируют в автомобильном сообществе. Вот это как-то и не очень хорошо.

Надежность и доступность тюнинга для мотора ВАЗ 21083 объемом 1500 кубиков были основными приоритетами при разработке программы настройки одного из массовых российских двигателей.
В первом, самом экономичном варианте автолюбителю предлагается установка нового распредвала с разрезной звездочкой.
Тюнинговый распредвал отличается от заводского иным профилем кулачка, то есть другими фазами газораспределения, что обеспечивает эффективное наполнение цилиндров рабочей смесью в диапазоне более высоких оборотов, нежели у своего серийного собрата.
Большее количество рабочей смеси обеспечит больший момент, т. к. крутящий момент двигателя пропорционален силе давления газов на поршень, образующихся при сгорании рабочей смеси. Сместив момент в зону высоких оборотов, со стандартного карбюраторного мотора 73 л. с. удалось снять 85 л. с.
В двигателе с системой впрыска картина поменялась следующим образом – с 79 л. с. они вышли на 89 л.с.
Цена данного мероприятия для карбюраторного мотора – 200 у. е., включая перенастройку карбюратора и зажигания. Срок – 1-2 дня.

Однако двигатель – механизм гармоничный, и любые изменения в чем-то одном потребуют изменений в других частях двигателя.
Конечно, можно было бы остановиться на первом варианте и довольствоваться измененным распредвалом, но хотелось бы заполнять цилиндры рабочей смесью по максимуму, а в фазе выпуска очищать их также эффективно.
Прежде всего это зависит от качества обработки впускного и выпускного трактов. Их поверхность тщательно шлифуют, удаляя все литьевые дефекты.
Изменяется геометрия камеры сгорания. Ее объем увеличивается незначительно, что позволяет оставить степень сжатия неизменной, но выигрыш достигается в том, что изменение геометрии позволяет избежать наличия в ней непродуваемых зон, благодаря чему увеличивается цикловой заряд в цилиндре.
Сам клапан модифицируется незначительно: слегка меняется геометрия, чтобы на небольших величинах подъема клапана обеспечить низкое сопротивление потоку.
Данный комплекс работ дает прибавку мощности еще порядка 4 л. с.
Цена вопроса, включая все настройки, – 150 у. е. плюс к первому варианту.
Продолжительность работ – 2-3 дня.

Третий вариант настройки наиболее обширный, трудоемкий и дорогостоящий. Меняется, образно говоря, низ двигателя.
Стандартный коленвал меняется на специальный, длинноходный, что, в свою очередь, дает увеличение рабочего объема двигателя, так как ход поршня становится больше.
Благодаря этим мероприятиям достигается небольшое, но качественно правильное изменение рабочего объема: с 1500 он доводится до 1600 кубических см. Почему правильное? Потому, что для дорожного автомобиля увеличение рабочего объема – наиболее оптимальный вариант, благодаря которому возрастает крутящий момент, а его максимум по-прежнему лежит в средней части оборотов двигателя.
Такой мотор не нуждается в раскрутке, что делает его эксплуатацию максимально комфортной для неискушенного драйвера. Это глобально.
Из нюансов - в данном варианте настройки применяются штампованные поршни. Борьба за уменьшение массы связана с желанием снизить нагрузку на коленвал и коренные шейки, так как, помимо фактора надежности и срока службы этих узлов, не последний фактор - снижение сил трения.
Программа такой максимальной настройки двигателя занимает около двух недель.
Стоимость для карбюраторного двигателя – 750 у. е., включая настройку мотора на специальном динамометрическом стенде.
В результате настройки двигателя по третьему варианту (который включает в себя два предыдущих) на выходе получается максимальная мощность 110 л. с. на 6800 об/мин.

В настоящее время уже проработан еще один, четвертый вариант доработки, предусматривающий увеличение объёма до 1700 куб. см. Но в таком случае уже используется спецотливка блока цилиндра, чтобы без ущерба для прочности можно было установить специальные поршни, увеличенного до 84 миллиметров диаметра.
Конечно, система управления двигателем, т. е. то, что дозирует поступление топлива, воздуха и управляет углом опережения зажигания, тоже нуждается, в свою очередь, в настройке для переработанного мотора.
В карбюраторном моторе основные работы приходятся на трамблер с карбюратором, в случае впрыскного мотора - на систему АСУД.
Конечно, с последним задача чуть более сложная, но для систем впрыска фирма «Дилижанс» использует специальный измерительный комплекс, благодаря которому они записывают новые калибровки в постоянную память контроллера.
Несмотря на свою узкую специализацию – настройка мотора, – фирма «Дилижанс» предлагает также модернизацию коробки передач, т. е. изменение передаточных чисел в ней. Делается эта работа исключительно для того, чтобы реализовать приобретенную в результате тюнинга мощность двигателя в динамические характеристики автомобиля.

От коробки зависит характер автомобиля, т. к. мотор с новой силовой характеристикой (моментной кривой) требует изменения передаточного числа.
Если трансмиссию не настроить на характер мотора, то непопадание в одном крайнем случае сделает из вашего автомобиля гужевую повозку, которая разгонится к обеду, а в противном – велосипед с моторчиком, который жужжит, а не едет.

Сергей ВекшинФотограф - Александр Фёдоров