Иогач-Балыкча 2003 "Потерянная" экспедиция
Прислано Ivin на Апрель 04 2013 17:06:07
Публикуется впервые!
При использовании данного материала обязательна ссылка на автора отчета Поддымникова Андрея и на сайт autobiysk.ru

Это была первая, и до настоящего момента единственная экспедиция, прошедшая указанный путь на технических средствах передвижения -мотоциклах.
На автомобилях маршрут еще никому не покорился.

Бийский автомототурклуб «Экстрим».
Отчет о мотопутешествии пятой категории сложности по Алтаю совершенном с 12.07.03 по 15.07.03.
Руководитель группы: Поддымников Андрей Евгеньевич
г. Бийск 2003г.

1. Справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута: :Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – Чоя –
- Артыбаш – Обого – Балыкча – Усть-Улаган – Акташ – Иня –
- Горно-Алтайск – Бийск – Ново-Алтайск – Новосибирск.

Маршрут мотопутешествия пятой категории сложности проходит по дорогам Алтайского края и Новосибирской области с различным покрытием и без оного. Местами движение происходит по туристским и охотничьим тропам. Время проведения маршрута с июля по август. Продолжительность 37 дней. За время маршрута пройдено 1890 км, из них 96 км тропами.
Центральной частью маршрута и его главной составляющей является выход к южной оконечности Телецкого озера со стороны реки Пыжа. За время маршрута пройдено 1890 км, из них 96 км тропами.

Состав группы :
1. Поддымников Андрей Евгеньевич – руководитель
г. Бийск, ул. Стахановская, д.4 , кв.60 1962 г.р.
2. Поддымников Роман Андреевич – зап. водитель
г. Бийск, ул. Стахановская , д.4 , кв.60 1988 г.р.
3. Семин Сергей Николаевич – водитель
г. Барнаул, ул. 1962 г.р.
4. Захаров Евгений Николаевич – водитель 1963 г.р.
г. Новосибирск, ул.
5. Захарова Евгения Евгеньевна – медсестра 1987 г.р.
г. Новосибирск, ул.
6. Киселев Виктор Романович – зам. рук. 1952 г.р.
г. Новосибирск, ул.
7. Киселев Анатолий Романович – водитель 1952 г.р.
г. Новосибирск, ул.
8. Киселев Сергей Анатольевич – зап. Водитель
г. Новосибирск, ул. 1986 г.р.

2.Сведения о районе путешествия.
Маршрут в основном проложен по горной местности Алтая и Новосибирской области , с незначительным включением равнин . Асфальтовые дороги перемежаются дорогами со щебеночным и грунтовым покрытием, местами нитка маршрута проходит по гор -ным тропам и просто по « направлению».

Начинается маршрут в Новосибирске - крупнейшем областном центре Сибири. До Горно-Алтайска мы движемся по известному далеко за пределами Сибири – Чуйскому тракту. Дорога проходит по Приобскому плато с густой сетью оврагов, балок, долин, небольших водотоков. Широко раскинулись луговые степи в сочетании с мелколиственными березовыми и осиновыми колками. Большая часть степных массивов распахана. Иногда широкая полоса лесостепи разрывается лентами соснового бора. Это уникальное, нигде больше в мире не встречающееся образование , приуроченное к днищам древних ложбин стока талых ледниковых вод выстланных перевеянными песками. Под пологом сосны хорошо развит кустарниковый ярус. Вдоль лент бора раскиданы большие и малые озера.

Незаметно въезжаем в предгорья. За селом Долина Свободы пересекаем границу Горно-Алтайской автономной области. Здесь уже заметно, что мы находимся в горах. Чуйский тракт, извиваясь серой лентой, идет рядом с зеленовато-белесой Катунью.

В селе Майма наш маршрут уходит с тракта. Теперь наш путь на знаменитое Телецкое озеро. После пос. Кызыл-Озек, следуя долиной реки Сайдыс, мы поднимаемся на перевал. Склоны гор покрыты лесом и кустарником. Затем дорога спускается в долину р.Паспаул, минует одноименное село и, дальше по долине р. Мал. Иши входит в большое село Чоя. Затем мы пересекаем водораздел Иши и Бии. Последние километры до Артыбаша проходят почти все время вдоль правого берега Бии по многочисленным бомам. Каменистые затененные скалы покрыты баданом и маральником. Много красной и черной смородины, крыжовника.

В с.Артыбаш открываются просторы Телецкого оз., занимающего, в бывшем СССР, 4-е место по глубоководности. Его глубина достигает 325 м. Оно заполняет узкую впадину тектонического происхождения, обработанную древним ледником.

Переправившись в пос. Иогач, нитка маршрута прямо из поселка поднимается круто в гору. Вокруг густой смешанный лес с преобладанием хвойных пород, густой подлесок. Долины рек, особенно в годы большой воды, заболочены. За Иогачем асфальт заканчивается, дорожное покрытие–грунт вперемешку со щебнем. В районе ведутся лесоразработки, поэтому дороги в основном разбиты. Дойдя до впадения в р. Пыжа реки Аспарт, маршрут уходит по, еле заметной, тропе вверх по заболоченной долине реки. Впереди 96км бездорожья, бродов через многочисленные реки и речушки , перевалы, крутые каменистые подъемы и спуски. И лишь выйдя в пос. Балыкчу мы вновь увидим дорогу.

В связи с малой плотностью населения в районе наблюдается большое количество разнообразной живности. Не исключена возможность встречи с волками, рысью или медведем. Много ягод и грибов. Близость огромной массы воды – Телецкого озера, сильно влияет на климат региона. В связи с этим дожди здесь не редкость.

После Балыкчи идет обычная грунтовая дорога, с гравийными включениями, и до п. Паспорта особых затруднений не вызывает. Исключение составляет дождливая погода, во время которой глинистая составляющая дороги размокает и делает движение на мотоцикле затруднительным. Также сложен для груженых мотоциклов подъем на перевал, уводящий нас от долины р.Чулышман.

За районным центром, пос. Улаган, дорога практически полностью асфальтирована. Неподалеку отсюда, в урочище Пазырык, были обнаружены и раскопаны знаменитые Пазырыкские курганы. Дорога идет на перевал расположенный, на высоте более 2000 м. Постепенно с набором высоты горы отступают и взору открываются далекие снежные хребты. Изумрудно-зеленая весной, лимонно-желтая, ФИОлетовая и багряная в конце лета тайга покрывает склоны.

Дорога идет крутыми серпантинами. С каждым поворотом на горизонте появляется новая панорама гор. Не доезжая до пос. Акташ дорога входит в узкое заросшее лесом ущелье. Багровые откосы, на которых хаотично разбросаны погибшие деревья, суженная отвесными скалами долина в знаменитых Красных воротах – производят неповторимое впечатление. Пос. Акташ вырос возле месторождений ртути. Здесь мы выходим на Чуйский тракт. После с. Чибит дорога идет по ледниковым моренам, спускающимся в долину Чуи с Северо-Чуйского хр. Практически до с. Иня тракт идет узкой доли-ной р. Чуи от которой он и получил свое название. Усела Белый-бом на скале высится памятник борцам за власть Советов.

Перед пос. Онгудай мы преодолеваем перевал Чикет-Аман, имеющий множество серпантинов и довольно крутой. За с. Туекта начинается плавный подъем на Семинский перевал - самую высокую точку Чуйского тракта. На перевале с 1956 г. стоит обелиск в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России. В ясную погоду с перевала видны заснеженные вершины Теректинского хребта. Спуск с перевала идет практически до с. Шебалино, где можно закупить продукты и заправиться.

В Усть-Семе тракт пересекает Катунь и правым берегом идет до с. Манжерок. Где есть одноименное озеро, с проживающим в нем реликтовым растением «чилим» и знаменитые Манжерокские пороги.

Не доезжая 10 км, до с. Майма, за мостом, на левом берегу реки расположено красивейшее Айское озеро.

Дальнейший путь лежит по уже знакомой дороге до Новосибирска.

3. Организация путешествия.
Замысел этого похода зародился в далеком 1998г. во время раз-ведывательного похода на пер. Шапшал. После преодоления в 1999г. Шапшала, мы решили осуществить свой замысел. В тече-нии трех лет делались попытки пройти этим маршрутом которые потом превращались в обычные разведывательные походы.

Наконец, в 2003г., набралась достаточно сильная и решительно настроенная группа мототуристов из трех городов Сибири; Новоси-бирска, Барнаула и Бийска. Все участники принимали участие в походах высших категорий сложности и имели опыт участия в по-ходах именно по этому региону. Поэтому больших хлопот в инди-видуальной подготовке не было.

Предыдущий опыт ставил перед нами задачу специального осна-щения техники. Каждый мотоцикл имел увеличенный бензобак либо дополнительные канистры с бензином. Для увеличения мощ-ности крутящего момента двигателя, для каждого мотоцикла име-лись 12-13 зубовые звездочки.

Для преодоления водных преград и других препятствий, группа имела около 100 м. основной и вспомогательных альпинистских ве-ревок, несколько блоков и полиспаст.

Для ремонта техники на каждом мотоцикле имелся набор инструментов и запчастей.

5. Техническое описание маршрута.

Маршрут начался 12. 07. 03. со старта новосибирской группы с одной из центральных площадей Новосибирска – крупнейшего административного и индустриального центра Сибири. И вечером группа была в Бийске , где ее ждали ребята из Барнаула и Бийска.
Погода стояла ясная. Дорога – асфальт.

13.07.03. тронулись после обеда, т.к. с утра занимались ремонтом мотоцикла Поддымникова А. Е.. По Чуйскому тракту дошли до Горно-Алтайска.\100 км.\. За Горно-Алтайском повернули налево в сторону р.Бия, где и встали на ночевку слева от моста, не переезжая через него.\95 км.\. Дорога-асфальт. Ясно. К вечеру поднялся ветер и нагнал облака.

14.07.03. Вышли опять поздно, в 10.30. Перебравшись через мост, в Бийке, заварили опнувший багажник на Яве Поддымникова А.Е. и перебортовали переднее колесо на Яве Семина С.Н. Следующая остановка в пос. Артыбаш. \53 км.\. Заправка. Заливаем полные ба-ки и имеющиеся канистры – заправок не будет до Балыкчи. Здесь мы закупаем продукты на весь категорийный участок и обедаем. Кончается асфальт. По новому мосту переезжаем через Бию,в месте ее вытекания из Телецкого озера.


Иогач проходим насквозь и по хорошо укатанной щебеночной дороге, с примесью глины, уходим в сторону Обого и дальше, почти до самого конца дороги идущей вдоль Пыжы.\54 км.\. На ночевку встаем на р. Аспарт, практически в начале тропы. Погода в основном солнечная с редкими осадками.

15.07.03. Вчера вечером и сегодня с утра, подготовили мотоциклы - сменили звездочки, налили полные баки, сменили резину. Позавтракав, в 11.30 начали движение по тропе.
Иогач проходим насквозь и по хорошо укатанной щебенке.


Тропа начинается бродом через Аспарт, после чего уходит круто вверх на полку, идущую левым берегом реки. Идем, практически по болоту, иногда выныривая из него на редких холмиках. Постоянно приходится работать топором - завалы. Мотоциклы практически тащим на руках. Радует одно - установилась солнечная погода. Прошли 3 км. и в 6.00,совершенно измотанные, встали на ночевку на возвышенности.

16.07.03. В 10.00, после завтрака, тронулись дальше. До обеда продолжаем идти по болотистой местности пока гора, расположенная справа, не спихивает нас в Аспарт,


заставляя перейти на другую сторону. Здесь упираемся в старый лесоповал, прерываемый крутым подъемом который мы все-таки проходим и упираемся в еще более крутой подъем. Встаем на ночевку прямо на тропе. Тайга. За день прошли около 3-х км.

17.09.03. До обеда – разведка. Подъем крутой, сыро, завалы. Решаем поднимать мотоциклы разгруженными. После обеда, при помощи веревок и полиспастов проходим наиболее крутой участок подъёма. Оставляем мотоциклы на тропе. Ночевать возвращаемся в старый лагерь. К вечеру начался дождь. За день прошли 1 км.

18.07.03. После завтрака забрасываем вещи дальше по тропе и ставим лагерь. Оставляем двоих дежурных, а остальным составом продолжаем движение через завал. Постоянно приходится работать пилой и топором.


После завала крутой, но не длинный спуск к реке Аспарт. Каждый мотоцикл спускаем впятером - один за рулём, двое спереди, двое сзади. Дальше тропа идёт долиной реки, прямо по во- де. Начинается дождь. К вечеру доходим до лагеря и ночуем. За день прошли 2,5 км.

19.07.03. В связи с медленным продвижением, большим количеством препятствий и затраченными усилиями – решаем произвести ещё одну, более глубокую разведку. Идем втроём.


Прошли мимо озёр, расположенных на водоразделе хр. Алтынтау, спустились к
реке Большая Чили, перешли её вброд, и вышли на тропу, по которой раньше проходил 307 всесоюзный маршрут. Пройдя по тропе около километра – вернулись обратно. Иногда накрапывал дождь. За день прошли около 11 км.

20.07.03. Обрадованные, что появилась настоящая тропа, пусть за-росшая , но тропа, с воодушевлением начинаем путь. Продолжаем двигаться по Аспарту, всё круче,забирая вверх. Идёт дождь. За день прошли около 1,5 км. К закату солнца подошли к лагерю, в котором находились наши, заранее перетащенные вещи. Лагерь поставили около первого из двух озер.

21.07.03. С утра и до обеда отдыхаем изнурённые подъёмом. Кто ремонтирует технику, кто стирает и штопает одежду. Искупались в озере и после обеда тронулись.


Еле заметная тропа идёт по камням, слева от озера, зажатая между озерами и горой. Вещи, как раньше, забрасываем вперёд – до конца озер. Дальше можно двигаться груженными. Метров через 600 после озер находится охотничье зимовье. Видны следы недавнего посещения. Практически сразу после избы начинается спуск к реке Б. Чили. Проходим мимо небольшого водопада. Тропа идёт по склону горы, повторяя её рельеф, но нам туда не надо. Находим место для спуска и при помощи верёвок спускаем мотоциклы в долину реки. По еле заметной тропе доходим до брода и встаём на ночёвку. Прошли 2 км.

22.07.03. После завтрака взяли брод, глубина около 45 см, и вышли на тропу. Тропа глубокая, сильно заросшая кустарником.


Иногда, чтобы проехать, надо слезть с мотоцикла и раздвинуть кусты, либо вырубить их.Тропа идёт по траверсу склона, но иногда, прижатая горой, вынуждена спуститься к реке, где кустарник скрывает мотоциклиста с головой. Не доходя, 0,5 км до реки Верхний Талдукол встаём на обед. После обеда начинаются проблемы с мотоциклом Виктора Киселёва – плохо «тянет» и не желает заводиться после остановки. К вечеру начинает накрапывать дождь.Дойдя до р. Нижний Талдукол, встаём на ночёвку. Весь день свободные от вождения члены группы, идя параллельным курсом, собирают грибы. Начинаем экономить продукты. Прошли 3 км.

23.07.03. В связи с ремонтом мотоцикла Виктора, решаем сделать днёвку. А в связи с раздвоением тропы – разведку. Идём вдвоём, Захаров Евгений, по тропе указанной на карте \ правым берегом \ и Поддымников Андрей, по тропе уходящей через брод на другую сторону р. Б.Чили. Результаты разведки указывают на то, что ста-рой тропой мы не пройдём. Весь день идёт дождь.

24.07.03. Идёт дождь. Мотоцикл Виктора опять капризничает. Через брод пускаем его последним, чтобы никто не мешал. Глубина брода около 0,5 м. Уловка не помогает. После вынужденной остановки двигатель не желает заводиться. Оставляем Виктора заниматься ремонтом, и продолжаем движение. Тропа идёт болотистой поймой реки ещё более заросшая, чем на другой стороне, и выводит нас к броду через Б.Чили. Через 1,5 км., следующий брод, через р. Аба. Переправившись, и найдя место посуше, разбиваем лагерь. Виктор принёс нерадостную весть – провернуло щёки коленвала, в походных условиях этот дефект неустраним. За день прошли 5 км. Дождь.



25.07.03. Днёвка. Дождь. Пережидая непогоду, разбираем Яву Виктора на запчасти.

26.07.03. Теперь у нас 4 мотоцикла. С одной стороны, стало легче - добавилось \ толкальщиков \ и убавилось техники, с другой тяже- лее – в моральном плане. Накрапывает дождь. Через 1 км., после начала движения, брод через р. Аба. Глубина около 80 см. После брода тропа идёт круто вверх. Поперёк тропы корни деревьев, выбитые копытами лошадей и камни. Пройдя 1,5 км решаем разгружаться и перетаскивать багаж отдельно.


Здесь встречаем алтайцев, которые, сначала испугавшись - увидев людей, которых здесь не должно быть, затем, безмерно удивившись – увидев мотоциклы которых здесь не должно быть никогда, подтвердили, что мы идём правильно и другой дороги на Балыкчу нет. Сфотографировавшись с нами, поделившись хлебом и мясом кабарги, они, пообещав, что мы не пройдём болото \ там коням по брюхо! \,пошли по своим делам, в противоположную, от направления нашего движения, сторону. Пройдя ещё около 1 км мы оставили технику на тропе и, забрав с собой основную поклажу, ушли вперёд по тропе искать место для лагеря \ тропа идёт траверсом склона \. Примерно через 1,5 км
поставили лагерь под большим, одиночно стоявшим кедром. За день прошли 2,5 км.

27.07.03. С утра - солнце. После завтрака вернулись к мотоциклам и до обеда пригнали их к лагерю. Начинается дождь. После обеда немного заблудились, уйдя прямо по тропе, но быстро сообразили, что ушли не туда и, вернувшись, повернули влево, вниз – в болотистую пойму р. Аба и к броду.

Брод не глубокий, но подход к нему через болото. Пришлось делать маленькую гать. От лагеря до брода около километра. Метров через 600 –двойной брод через р. Аба вы-званный прижимом. Броды не глубокие, но осложнены неудобны-ми выездами. После брода опять начинается болото, заросшее ку- старником. Лагерь поставили прямо на тропе. Сверху – лес, внизу –река. Дождь. За день прошли 1,5 км - до лагеря и 3 км - после. Всего 4,5 км.

28.07.03. С утра дождь. В связи с полным отсутствием сухой одежды и невозможностью продолжать движение по раскисшей тропе, решаем сделать разведку а, если получится, то дойти до летников, с целью – разжиться продуктами. Получилось. Нашли летники, а в них пастухов, которые снабдили нас сахаром и лепёшками, которые они пекут сами. А то мы уже начали забывать вкус хлеба. Дали риса. Договорились с ними, что они временно приютят нашу молодёжь. По дороге собираем грибы. До летников 8 км.

29.07.03. Дождь. Но необходимо двигаться. Предварительно перетаскиваем часть груза. После обеда отправляем, согласно договору, Романа и Евгению на летники. Они забирают свои вещи и часть груза. Грязь, болото, кустарник растущий практически на тропе, обнажённые, мокрые корни деревьев. За день проходим около 3,5 км. На ночёвку встаём рано.

30.07.03. Встаём рано. Наконец-то солнце. Движемся заметно быстрей. К обеду доходим почти до первого летника, он в прямой видимости. Перекусив, за полчаса доходим до домика, где нас, ещё раз, основательно кормят и делятся практически последними продуктами. Но нам нужен второй дом.


Там находятся наши дети. Практически от дверей летника начинается крутой подъём, ведущий ко второму летнику. Это одна широкая тропа, по которой гоняют скот, усыпанная огромными камнями. Поднявшись наверх, оказываемся перед фактом–нас выгнали. Хозяину понравился дождевик Евгения и когда он отказался его отдать – нас выгнали. Перебрались через реку и встали лагерем метров за 400 от летника. За день прошли 6,5 км.

31.07.03. Днёвка. В связи с нехваткой бензина и продуктов решаем послать гонца до Балыкчи.

Надо послать телеграмму. Наняли коня и, в сопровождении одного из алтайцев,Киселев Виктор отправился в Балыкчу. Остальные занимаются ремонтом техники и осмотром
достопримечательностей.

1.08.03. Днёвка. В 10 часов приехал алтаец, ездивший с Виктором. Сообщил, что тот скоро будет. Договорились с ним о том, чтобы напечь у них лепёшек. Пошёл Сёмин Сергей и с ним все дети – они никак не могут наесться. В 14.30. появился Виктор, живой, но смертельно уставший. Это его первая поездка на лошади.


Да ещё пришлось возится с пьяным алтайцем. Оказывается, тот привёз водку. Евгений Захаров пошёл за детьми. Алтайцы уже были пьяны и скандалили между собой. Сёмин остался их разнимать и, конечно,
досталось ему. Хорошо, что без тяжёлых последствий. Виктор не смог отослать телеграмму, нет связи, отправил телеграмму с нарочным в Улаган.

2.08.03. Опять днёвка. Сегодня день рождения у Киселёва Сергея. Готовим технику. Перераспределяем груз – договорились, что часть его алтайцы доставят в Балыкчу на лошадях. Приходили извиняться алтайцы. Их хозяин зарезал барана. Мы принимали участие в готовке пельменей. И вдобавок нам досталась баранья нога, которую мы практически сразу пустили на шашлык.

3.08.03. Рано утром трогаемся в путь. Небо ясное. Тропа на открытых местах просохла. И подъём на крутой перевал не вызывает затруднений. Спуск с перевала проходит по лесу, здесь сыро, торчат выбитые скотом корни, валежник. Но после хорошего отдыха нам
это не кажется трудным. Через 2 км нам встречается ещё один летник, но хозяина нет и, мы продолжаем движение дальше. Справа из распадка к домику подходит тропа. И мы понимаем, что нас обманули, заставив подниматься к предыдущим летникам. Ведь именно по этой тропе мы поднимались бы если шли по карте. Какой смысл был в этом обмане – жажда общения или жажда наживы, мы уже не узнаем. Но«вылился» он в, лишние, 6 км горных, болотистых троп. Сразу всплыли подозрения по поводу быстрого окончания бензина при подходе к летникам. Пройдя болотистый распадок, усыпанный камнями, начинаем подъём на следующий перевал. Он короче, но круче предыдущего. С его плоской вершины открывается хороший вид на окружающие окрестности. Виден следующий перевал находящийся рядом с го-рой Таш, высота 2093 м. Дойдя до г. Таш устраиваем перекус рядом с туром из камней предварительно добавив туда свои.

Мы достигли самой высокой части нашего маршрута. Пообедав, начинаем движение вниз по, хорошо просматриваемой, заболоченной, равнине.
Через 1,5 км спуска, на противоположном берегу р. Куган, находится летник, через 500 метров, но уже на нашем берегу, ещё один, в который мы и прячемся от начавшегося дождя с градом. Пока пережидаем дождь, обедаем. Дождь сильный, но быстро заканчивается,
предварительно испортив нам дорогу.Пообедав, отправляемся дальше. Тропа идёт в гору, по лесу, чтобы затем резко упасть вниз, к реке. На спуске приходится использовать верёвки. Быстро темнеет. Везде болото, негде поставить палатки. Приходится ставить прямо на тропе. До брода через р. Куган не дошли 1 км. Всего за день прошли 9,5 км.

4.08.03. С утра – сыро, моросит дождь. Брод неглубокий, однако ужасный подход к нему \ кочкарник \ отнял у нас очень много вре-мени. До обеда прошли 1,5 км. После обеда ещё 1 км, и упёрлись в каменные и древесные завалы. Разгрузили мотоциклы и, взяв не-обходимое, ушли за 3,5 км., на брод через р. Ачелман, ставить лагерь. По дороге встретили пешеходников. За день прошли 2,5 км.

5.08.03. Погода ясная . Взяв с собой топоры и пилы, пошли за мотоциклами, по дороге чистя тропу. К вечеру все мотоциклы были в лагере. Иногда моросит дождь. Прошли 3,5 км.

6.08.03. Дальше тропа идёт ещё более каменистая. Оставляем в лагере трёх дежурных и три мотоцикла и вчетвером сопровождаем один мотоцикл.


Один на мотоцикле, двое страхуют и, один ищет и расчищает дорогу. До вечера успеваем спустить мотоцикл в Балыкчу. Возвращаемся в лагерь. Сегодня мы печём лепёшки.

7.08.03. Утром отправляем Захарова Евгения и Киселёва Сергея за продуктами. Двое остаются в лагере и четверо перегоняют два мотоцикла. Перегнали на 1,5 км. Погода ясная.

8.08.03. Оставляем 3-х дежурных. Впятером перегоняем два мотоцикла до начала основного спуска. Это ещё 2 км.

9.08.03. Сегодня мы забираем последний мотоцикл из лагеря и вшестером гоним его до мотоциклов стоящих на тропе. Далее мы перегоняем 3 мотоцикла. Тропа ужасная. Постоянно приходится перетаскивать мотоциклы через огромные валуны.


Как сказал Виктор «там лошади пополам складываются». За день перегоняем технику примерно до середины спуска. Во время спуска встречаем туристов которые рассказали, что нас уже чуть ли не со спасателями ищут.

Оставили Захарова Евгения дежурить на ночь и похоже не зря. Ночью к нему приходили «гости». Прошли 1,2 км.

10.08.03. Сворачиваем лагерь, прощаемся с братьями пешеходниками, ночевавшими в нашем лагере и со всем скарбом выступаем. Нам по-прежнему везёт – стоит ясная погода. Когда до конца спуска остаётся 3-4 серпантина, нам на встречу поднимается наш старый знакомый Александр Машталир с Куликовым Игорем которые вместе с женой Игоря приехали на машине из Новосибирска ради нашего спасения. Мало того, по их словам выходило, что следом за нами идёт группа бийчан. Они помогли нам спустить технику, накормили вкуснейшим ужином и ушли, в ночь, домой. Опять накрапывает дождь. За день прошли 1,3 км.

11.08.03. Подсчитав приблизительно время выхода спасателей решаем подождать один день. Оставляем на выходе с тропы записку, а сами едем ночевать к Телецкому озеру.

Оставаться рядом с Балыкчёй нет никакого желания. Очень много пьяных, приставучих алтайцев. Однако на озере ничуть не лучше. Ночевали в старом, заброшенном приюте Чулышманском. Дождь. Прошли 11 км.

12.08.03. До обеда готовим технику. Закупаем продукты и бен- зин, и после обеда уходим в сторону пос. Коо. Ночуем, в зимовье, рядом с посёлком, пройдя 40 км. Похолодало. Идёт дождь.

13.08.03. Ночью в горах выпал снег. Идём на Улаган. В Улагане обедаем в столовой и идём на Акташ. Проходим Акташ и за посёл-ком Чибит встаём на ночёвку. За день прошли 155 км.

14.08.03. Мы на Чуйском тракте, изъезженном нами вдоль и поперёк. Поэтому, практически не останавливаясь, только редкие перекуры, два прокола Анатолия Киселёва и обед в Усть-Семе, мы доходим до Бийска и в 1 час ночи вваливаемся в квартиру Поддым-
никовых. За день прошли 435км.

15.08.03. Отдыхаем, приводим себя в порядок.

16.08.03. Принимаем участие в соревнованиях по мототуризму.

17.08.03. Соревнования. После обеда выходим в путь. К 24.00 оставшаяся часть группы приезжает в Новосибирск.

5. Итоги, выводы, рекомендации.
Подводя итоги похода, глядя на погодные условия можно предположить, что время похода выбрано неверно. Однако в районе Телецкого озера, воздушные массы чрезвычайно насыщены влагой, испаряемой с его поверхности. Поэтому предсказать, что в опреде-лённое время здесь не будет дождя, практически невозможно. Поэтому, исходя из собственного опыта, мы были готовы к дождливой погоде. Но, как оказалось недостаточно. На основании вышесказанного советую обратить особое внимание на водонепроницаемую одежду и гидроизоляцию техники. Из технических средств целесообразно брать с собой примус
«Шмель-2» или аналогичный ему прибор. При малой массе и небольшом потреблении бензина, он позволяет значительно экономить время при приготовлении пищи и при необходимости просушить палатку, а также, в некоторых случаях, может использо-ваться при ремонтных работах. Ко всему этому он незаменим в высокогорье, где нет естественного топлива.

При подготовке техники к походу следует обратить особое внимание на наличие увеличенных бензобаков средней ёмкостью 25 – 30 литров, для преодоления малонаселённых участков. Также необходимо иметь с собой запас масла.

Обратите особое внимание на повышение надёжности и крепости
подвески. Самый лучший вариант это применение амортизаторов с
изменяемыми характеристиками.

Также необходимо применение цельносваренных багажников, которые обеспечивают необходимую жёсткость конструкции.

Применение хорошей кроссовой резины даст вам уверенность в своих силах и поможет с меньшими затратами сил преодолеть тяжёлый участок бездорожья.

Все фото участников похода

Из интервью с Виктором Киселевым:
Пятая категория — это, попросту говоря, бездорожье, то есть маршрут, который не одолеет вообще никакая техника, только дикие звери. Пройти по этим глухим местам Горного Алтая на мотоциклах туристы мечтали давно. Три года вели разведку маршрута. Наконец в августе 2003–го собралась мощная команда ребят из Бийска, Барнаула, Новосибирска, и восемь человек на пяти мотоциклах отправились в путь.

Маршрут протяженностью 70 километров рассчитывали пройти за две недели, а на деле вышел месяц с лишним.

Свои коррективы внесла погода: пошли дожди. В верховьях гор раскисли болота, в которых и увяз мотоотряд. За день вместо намеченных 10–12 км проходили от силы километр–полтора, а то и вообще 700–800 метров.
Через неделю ребята поняли, что не уложатся в намеченную программу. Но возвращаться по болотам, которые только что прошли, никак не хотелось. Решили, несмотря ни на что, двигаться только вперед.
Через две недели почти кончились бензин и продукты. Расход топлива получился один литр на километр. Все время приходилось газовать из–за сложных крутых подъемов на перевалах. Один мотоцикл закопали на тропе, ввиду того что его невозможно было вытащить. В общем, технику пришлось тащить на себе. От голода спасали грибы. Благо, был урожайный на них сезон.

Самыми сложными оказались последние два километра финишного спуска у поселка Балыкча. Особенно запомнилась крутая 800–метровая стена, при прохождении которой даже кони срываются в обрыв с камней. Получалось, что за день успевали спустить по ней только один мотоцикл.
«В девять утра выходили из лагеря, — вспоминает Виктор, — где–то часам к пяти спускались в Балыкчу. Оставляли мотоцикл и быстренько, бегом возвращались до темноты обратно». На четыре мотоцикла ушло четыре дня. На пятый день спустили лагерь. Цель была достигнута, маршрут был пройден!

На большой земле героям–первопроходцам чуть было «не заломала ласты» милиция. Оказывается, их уже давно объявили в розыск. Всюду были разосланы ориентировки. Пришлось на каждом КПП писать объяснительные, что все остались живы и здоровы!"