Как работает страхование
Прислано Ivin на Октябрь 27 2006 12:30:48

Как оно в жизни-то

Полис обязательного страхования автогражданской ответственности приобрели уже 8 миллионов автовладельцев. А вот в "предоплаченную" аварию пока успели попасть немногие. Поэтому мало кто знает, как ОНО работает.

Ну предположим: в многострадальный зад вашей горячо любимой машины въезжает какой-то наглец. Итог – бампер под замену, поврежден задний фонарь и немного вмялась задняя стенка. Ясно, что на месте не разойтись. И тут виновник делает широкий жест рукой в неопределенном направлении и сообщает: «Нормально, паря, у меня все схвачено – я застраховал ответственность. Щас все будет!»

Ладно! Вы наблюдаете, как он звонит в страховую контору и сообщает диспетчеру об аварии. Не факт, что его заставят ждать эксперта, – происшествие-то не очень серьезное. Скорее всего, просто попросят привезти заключение ГАИ. Кстати, пока виновник мило беседует по телефону, не стойте пнем – вызывайте гаишников. Они-то приедут обязательно, но неизвестно когда. Ждите... Машины не двигайте! Напомните вашему не-товарищу, что в его страховом полисе должны лежать бланки извещения об аварии. Вот и заполняйте, что время-то зря терять...

Тут и инспектор подоспеет. После традиционных расспросов он при помощи специальных измерительных приборов (рулетки) составит схему аварии и при помощи специального пишущего прибора (ручки) выдаст справку о случившемся ДТП с перечнем видимых повреждений и возможных скрытых. Все! Можно разъезжаться. Самое поганое, что виновник остается спокойно сидеть дома и ни о чем больше не переживает. Вся «тяжесть» ОСАГО, то есть сбор документов для получения страхового возмещения, ложится на вас. Времени на это совсем немного – бумаги нужно предоставить в страховую компанию в течение 5 дней.

Итак, прежде всего в назначенные день и час вы едете в ГАИ по месту аварии получать справку – форма номер 11 с печатью, копию протокола и постановления по делу об административном правонарушении (если выносилось) на виновника. В нашем случае имеет место несоблюдение безопасной дистанции. На словах-то все, конечно, просто, на самом же деле придется отстоять несколько часов в очереди ради этих бумажек. Полдня, считай, угроблено.

Дальше едете в СК. Помните: вы не клиент этой компании, а всего лишь человек, который хочет от них денег. Такова идеология обязательного страхования в нашей стране. Так что хорошего обхождения ждать не стоит. Стоит просто ждать – тут тоже очереди. Приготовив все собранные документы и заполненное заявление на возмещение причиненного ущерба. Итог: еще полдня коту под хвост.

С момента урегулирования всех формальностей начинается отсчет тех самых сроков, которые прописаны в Законе об ОСАГО. Через 5 рабочих дней страховщик обязан организовать независимую экспертизу. Не впадайте в нирвану. Очень дотошно и серьезно проконтролируйте этого «независимого» эксперта: пусть укажет ВСЕ повреждения и скажет, где можно отремонтироваться. Экспертиза – дело небыстрое, так что есть еще повод, чтобы лишний раз отпроситься с работы.

Экспертиза сделана, подписана. Ждем по закону еще 15 рабочих дней появления денег на ремонт. Уже почти месяц ездим на разбитой машине. Если вообще ездим...

Настает долгожданный день получения денег. Приходим в отдел выплат. Опа! Маловато чего-то. А! Они посчитали ремонт с учетом износа. Долго материмся, пишем жалобы, тратим еще кучу времени. Результатом может быть небольшое увеличение суммы. Но его все равно не хватает. Нервы уже ни к черту. Выход: либо искать подержанные запчасти, либо доплачивать из своего кармана. Несправедливо, конечно, но логично: страховая оплачивает ущерб, но никак не обновление машины.

Выходит, что, чтобы получить ту машину, что была до аварии, надо потратить несколько драгоценных рабочих дней, вложить свои деньги, но главное – измотать кучу нервов. А их восстановление не предусмотрено ОСАГО. А еще говорят, что эту «автогражданку» придумали в интересах потерпевших! Скорее наоборот. Вот такая она, наша «обязаловка». А все же лучше, чем ничего...

Источник: "За Рулем" (za.ru)