Аварийные тайны
Прислано Ivin на Ноябрь 03 2006 14:34:24

На улице слякоть и скользко – начался самый аварийный для автолюбителей сезон. Но бывает, что вины водителя в дорожно-транспортном происшествии просто нет. Аварию спровоцировала не неграмотность за рулем, а плохая дорога. Сколько именно таких аварий случается ежедневно на наших дорогах, не знает никто. Такой статистики просто нет. Хотя можно предположить, что очень много – дороги у нас не просто плохие, а очень плохие. Но даже если виноват в беде незакрытый люк на пути машины, хозяин может и не пойти в суд с претензиями к дорожникам, считая, что это сложно, долго и выиграть такой иск почти невозможно. Это не так.

Мало кто знает, что у каждого сантиметра российских дорог есть свой официальный хозяин. Мало кто знает, что в нашей стране, где традиционно все дороги очень плохие, существует жесткие нормы «правильной» дороги. И они для суда – истина в последней инстанции. Только никому не выгодно открыто рассказать о совершенно несекретных стандартах наших дорог. О них знают лишь особо дотошные водители и узкий круг специалистов. А почему?

Водитель П. ехал на своей машине по новенькой, только что построенной дороге. Впереди был подъем с крутым поворотом. Время – середина дня, пасмурно, но асфальт – сухой. Скорость у П. была небольшая – километров 40 в час, но перед ним медленно полз еще более неторопливый водитель. И П. пошел на обгон. Что было дальше, описано в документах ГИБДД. Автомобиль П. при обгоне занесло, и он врезался в бетонное ограждение. Серьезно пострадали и водитель, и его машина. При оформлении ДТП оказалось, что все дорожное покрытие в мелких катышках асфальта, как горох застывших в смоле. Дресва – так по-научному называется эта неприятность на дороге. Она и стала причиной аварии. Случай, как говорят водители и сотрудники автоинспекции, совсем не редкий. Ямы, выбоины, незакрытые люки, перечислять дорожные преграды можно до бесконечности. В последнее время все чаще именно они становятся причиной дорожных происшествий. Как правило, при подобном несчастье не по вине шофера к ответственности надо привлекать дорожные службы. Они у нас по законодательству обязаны содержать дороги в нормальном состоянии и соблюдать нормы эксплуатации. Такие нормы не благие пожелания типа: «все дороги должны быть хорошими». Есть так называемый перечень «показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог» (имеется в виду между населенными пунктами), улиц и дорог городов и прочих населенных пунктов, вплоть до деревенских. Четко расписаны и предельные допуски высоты и толщины каждой кочки на дороге. А еще есть требования к «эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения». Параметры и нормы того, что должно быть на асфальте, устанавливаются Государственным стандартом РФ – это мало знакомый или совсем не знакомый отечественному автолюбителю документ. Но именно его в нашей жизни и при наших дорогах просто необходимо знать. И иметь при себе, что весьма вероятно, поможет в случае проблемы на дороге сберечь себе нервы и деньги. Полностью называется то, о чем говорим: ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Звучит название документа, конечно, не очень. Но не в этом суть. Главное – нормы сего документа являются обязательными, то есть не оспариваются и не обсуждаются. Поэтому если нормы ГОСТа не выполняются, то дорожные службы несут ответственность по закону. Безусловно, строго меркам ГОСТа отвечает очень мало в нашей стране дорог. Проще сказать, что большинство не отвечает. Но это – в обыденной жизни. А если произошла авария, то грех брать ответственность на себя, если участок дороги не отвечает очень жестким требованиям этого самого Государственного стандарта. Во всяком случае для суда ГОСТ – единственный официальный документ того, какой должна быть дорога. Если произошла авария, то иск о возмещении материального ущерба предъявляйте той организации, которая отвечает за «ваш» отрезок асфальта. Дорог без официальных хозяев у нас в стране просто нет. Имя хозяина асфальта можно узнать в местном ГИБДД. И это – тоже новость и большой секрет почти для всех водителей. Мы не знаем и нам никто никогда не объяснял, что именно в автоинспекции есть точные данные, кто хозяин их участка дороги. Та же ситуация с открытыми люками. И они не бывают безродными. Принадлежность люков определяется коммуникациями или объектами, которые они прикрывают: к примеру, «Горгаз» или «Водоканал». Но могут быть и другие хозяева. Местонахождение и координаты «родителя» люка, как правило, автоинспекция знает. Продолжение данной темы читайте в следующем номере. Костенков Александр Германович, частнопрактикующий юрист. Прием по вопросам гражданского и арбитражного права по адресу: г. Бийск, ул. Петрова, 17, каб. 28 (поселок ДК котельщиков), тел. 36 74 78, 8 960 944 9887.