Аварийные тайны (часть 2)
Прислано Ivin на Ноябрь 03 2006 14:36:42

Ну а вдруг на дороге не огромная яма, куда может провалиться «КамАЗ», а не большая, едва заметная выбоина. Как на это надо реагировать, если человек уверен: именно неровная дорога «кинула» его машину в сторону? Реагировать надо строго по ГОСТу.

Удивительно, но факт: по ГОСТу Р 50597-93 размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 сантиметров по длине и по 60 сантиметров по ширине. А глубина выбоины на дороге вообще не должна превышать 5 (!) сантиметров.

Теперь о пресловутых люках на проезжей части. ГОСТ, как оказалось, говорит не только о том, что их надо закрывать. Для многих читателей будет открытием, что существуют нормы и на закрытые крышкой люки. В Государственном стандарте сказано, что «не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 сантиметра». Чуть больше – 3 сантиметра – предел, на который может отклониться решетка дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры ответственность несут дорожные службы.

Не менее интересна и информация по срокам устранения недостатков. Оказывается, с момента обнаружения ямы, ГОСТом отводится «не более суток» дорожникам, чтобы все поправить. А на люки и решетки сроки еще суровее. Они, как указывает документ, должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. А на замену разрушенной решетки или люка отводится время – «не более трех часов».

С чего начинать после аварии?

Условно все действия человека, попавшего в ДТП и уверенного, что главный виновник случившегося – именно дорога, состоят из нескольких шагов. Попробуем остановиться на них подробнее.

Первый шаг стандартен – случилась беда, надо вызвать ГИБДД, страховую компанию и не трогать машину с места. Второй шаг – поиск свидетелей. Это необходимый шаг, потому что самое трудное в суде – это доказать связь между аварией и состоянием дороги. Свидетели могут помочь, как и сфотографированная или снятая на видеокамеру картинка с места.

  Шаг третий делаете после приезда сотрудника инспекции. Здесь важно проконтролировать составление им схемы аварии. Все внимание на то, что нет предупреждающих дорожных знаков, например: «ремонт дороги» или «объезд», пусть также будут записаны размеры ям на асфальте и прочее. Неплохо настоять, чтобы сотрудники ГИБДД оформляли ДТП в присутствии представителей дорожной службы. Иногда это получается. Если дорожники явились, пусть подпишут протокол, что было бы идеальной ситуацией. Откажутся от подписи? Зафиксируйте такой отказ. Постарайтесь в ГИБДД снять копии со всех документов.

Четвертый шаг: если ГИБДД признало вас виноватым, обжалуйте или в суде, или в вышестоящей инспекции такое решение.

Шаг следующий – выясните с помощью ГИБДД, какая организация отвечает за участок дороги, где случилась авария. Претензии предъявляются головному предприятию. Потом надо посчитать в специальной оценочной фирме, во что вам обошлась яма на дороге. Кстати, на оценку надо заказным письмом или телеграммой пригласить представителей дорожников. Не важно, что не явятся. Важно, что в суде вы можете показать копию приглашения.

Теперь надо составить претензию дорожникам с предложением добровольно возместить нанесенный вред. Пишется так: излагаете суть случившегося, прикладываете копии документов, имеющих отношение  к ДТП, чеки на покупку запчастей и прочее. Отправляете дорожникам все заказным письмом с уведомлением о вручении. Кстати, не забудьте в расходы включить вещи, о которых часто забывают, - цены экспертизы, почтовых услуг, эвакуатора.

Надо указать в письме срок, в течение которого вы ждете от дорожников ответа. Если они промолчат или ответят отказом, то суд примет те же документы. Но тогда, и это особенно интересно будет прочесть дорожным службам, размер возмещения вреда вырастет на размер госпошлины (не очень много) и на размер оплаты вашего адвоката (что может быть дорого).

Наша справка.В законе сказано, что если вины потерпевшего нет, о вред возмещается в полном объеме и без ограничений теми, кто это сделал.Ущерб можно взыскать и, как говорят юристы, при наличии вины потерпевшего. По нашему Гражданскому кодексу, не возмещается только тот вред, который возник по умыслу потерпевшего. Из-за грубой неосторожности размер возмещения может быть только уменьшен. Но если в автоаварии пострадал человек, то при возмещении разных дополнительных расходов: лечения, лекарств, неполученный заработок – вина потерпевшего не учитывается.

Костенков Александр Германович, частнопрактикующий юрист.

Прием по вопросам гражданского и арбитражного права по адресу: г. Бийск, ул. Петрова, 17, каб. 28 (поселок ДК котельщиков), тел. 36 74 78, 8 960 944 9887.