Защита от «левого» бензина
Прислано Ivin на Ноябрь 03 2006 14:39:16

Одна из главных бед автовладельцев нашей страны – неисправность машины из-за плохого топлива. Поломка или отказ автомобиля заводиться – это всегда кроме нервов еще и солидные расходы. Можно ли наказать АЗС за «левый» бензин? Для большинства водителей будет открытием, что уже есть удачный опыт такого наказания. Но чтобы заставить королей бензоколонок раскошелиться за халтуру, надо использовать специфические юридические тонкости.

А. заправился вечером, а наутро еле завел свою любимую машину: движок кряхтел и дымился. В итоге завелся, но застучали клапаны, а бензиновый двигатель стал работать как дизельный. На станции техобслуживания ужаснулись: все, начиная с клапанов и заканчивая поршнями, - в густом нагаре гудрона толщиной 3 миллиметра, а на клапанах и того больше – они просто перестали закрываться. Автослесари начали заключать пари: сколько еще машин приедет к ним с той АЗС, на которой заправлялся А. Дело в том, что был А. в тот день на сервисе уже четвертым.

Статистики по жалобам и искам против АЗС нет. Очевидно, что их очень много, но об исходе конфликта бензиновые короли стараются громко не говорить. Большинство водителей даже не догадываются, что получить компенсацию за топливную отраву можно.

Как наказать бензоколонку

По некоторым сведениям лишь около 80 % автомобильных заправок в нашей стране продают качественное топливо.

Чиновники считают, что торговцев некачественным бензином следует привлекать к уголовной ответственности. По их мнению, эта мера вполне адекватна, так как свинец, нормы которого запредельно завышены в таком топливе, несет прямую угрозу здоровью граждан. По нашему законодательству за реализацию некачественных нефтепродуктов на виновных налагаются штрафы до 200 тысяч рублей.

Проблема фальсификации топлива очень актуальна. Причем на заправках может продаваться как просто низкокачественное топливо, которым еще можно заправляться (но очень нежелательно, особенно при наличии иномарки), так и явные подделки. Последние – самые опасные, ведь они могут быстро «убить» топливную систему автомобиля. Для подстраховки автолюбителям обычно рекомендуется заправляться на АЗС крупных компаний – явный суррогат там точно не нальют. А вот в случае с обычными заправками этого гарантировать никто уже не может.

Но даже если бензин продается под вывеской известного бренда, то это еще не значит, что в бензобак попадет чистое топливо – многие АЗС работают по так называемой системе франчайзинга, когда собственником заправки является небольшая фирма, которая просто торгует под флагом крупного производителя. Бывают случаи (хоть и редко), когда на таких АЗС могут продавать все что угодно, портя не только автомобиль, но и имидж крупнейшего участника топливного рынка.

Многим памятен скандал, случившийся осенью 2001 года, когда на АЗС крупнейшей компании в Санкт-Петербурге несколько дней поступал очень плохой бензин, из-за которого машины перестали заводиться. Компания была вынуждена компенсировать расходы 300 автовладельцам на ремонт двигателей. В зависимости от марки двигателя ущерб составлял от 1000 рублей до 1500 долларов. Фирма тогда выплатила около миллиона рублей, но потеряла больше – доверие потребителей к своей продукции. А заявление службы безопасности компании о «диверсии конкурентов», которые разбавили бензин на одном из железнодорожных перегонов, не вызвало никакого сочувствия у пострадавших водителей.

Как на АЗС попадает фальшивый бензин, причем в большом количестве, остается только догадываться. Есть предположение, что нефтеперегонные заводы используют для производства топлива так называемый прямогонный бензин, который применяется как сырье для выпуска смол, полимеров, пластмасс и пр. Такой бензин почти в три раза дешевле нормального топлива, поэтому велико искушение на нем заработать. Кстати, такое «топливо» еще и не облагается акцизами. Поэтому к прямогонному бензину примешивают различные добавки, в том числе и с соединениями этила, свинца, железа и марганца, и эту адскую смесь продают на АЗС. Конечно, никто не утверждает, что наши НПЗ сами торгуют суррогатами, однако весь фальсификат идет именно оттуда.

Учитывая, что в Москве и Санкт-Петербурге требования к качеству топлива несколько жестче, чем в целом по России, то можно себе представить, что творится в регионах. Далеко ходить не надо: общеизвестно, что, например, если в Москве контролирующие органы признают бензин некачественным, то он очень часто «перетекает» в Подмосковье и другие регионы. Поэтому вполне адекватной мерой выглядит инициатива московских чиновников, которые с декабря прошлого года начали публиковать «черные списки» АЗС, торгующих некачественным бензином. Автолюбителям осталось следить за прессой, «висеть» на многочисленных форумах в Интернете, где эти официальные списки постоянно дополняются личным опытом собратьев по несчастью, и соблюдать элементарную технику безопасности во взаимоотношениях с заправщиками.

 

Продолжение данной темы читайте в следующем номере.

 

Костенков Александр Германович, частнопрактикующий юрист.

Прием по вопросам гражданского и арбитражного права по адресу: г. Бийск, ул. Петрова, 17, каб. 28 (поселок ДК котельщиков), тел. 36 74 78, 8 960 944 9887.