О сюрпризах передних тормозов “Самары” наслышаны давно. Главная причина неприятностей – перегрев тормозных дисков и колодок. Журнал в свое время подробно писал об этом (ЗР, 1995, № 5 – “Фокусы тормозов”). Знают о проблеме и на ВАЗе. Недаром “десятое” семейство обзавелось вентилируемыми дисками. Пока их на всю программу не хватает, поэтому на часть машин ставят детали от “восьмерки”. Мы же решили осуществить обратную замену – смонтировать на “Самаре” новые тормозные диски. Вентилируемые шире штатных, поэтому пришлось приобрести также соответствующие суппорты, направляющие колодок и защитные кожухи (для 14-дюймовых тормозов детали отличаются). Правда, то и другое – большая редкость. Чаще встречаются тормозные механизмы в сборе. Естественно, при покупке необходимо убедиться в подлинности деталей. Цена их в Москве в апреле потянула на 720 рублей: тормозной механизм – 350, тормозной диск – 340, защитный кожух – 30. В общем, немало. Поэтому, наверное, на новые детали имеет смысл разориться при плановой замене уже основательно изношенных передних тормозов. Если планируется ставить 14-ти дюймовые диски, то необходимо купить полный комплект передних тормозов. Работать можно, не прибегая к подъемнику, – достаточно установить автомобиль на надежную подставку. Специнструменты – шестигранник “на 10” и ключ “на 15”. Обычные инструменты: Рожковые ключи на 10, 12, 13, 17. Отвертка толстая (монтажная лопатка), Тонкая отвертка (стержень) примерно 1-1,5 мм в диаметре. Желательно иметь торцовый ключ с головкой на 17. Процесс замены передних тормозов, по шагам
| | | | Ремкомплект. | Шестигранником “на 10” ослабляем болты крепления тормозного цилиндра к суппорту. | Отгибаем стопорную пластину болта крепления направляющего пальца. | Удерживая ключом “на 17” направляющий палец, ключом “на 13” отворачиваем… | | 1 | 2 | 3 |
| | | | …и вынимаем болт. | Поддев отверткой, снимаем пыльник верхнего пальца с направляющей колодок. | Снимаем суппорт и тормозные колодки. | Если они снабжены индикатором износа, прежде расстыковываем его разъем. | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Неизношенный индикатор годен для дальнейшего использования. С помощью пассатижей типа “Кобра” выдавливаем… | …и вынимаем его из отверстия в старой колодке, чтобы затем вставить в новую. | 8 | 9 |
Дальше возможны варианты. а) Если цилиндр остается на автомобиле (ставим комплект для 13-дюймовых колес), то: | | ...окончательно отворачиваем болты…
| …и отделяем суппорт от тормозного цилиндра. | 10 (a) | 11 (a) |
б) Если же вы решили заменить тормозной механизм в сборе (ставим диски для 14-дюймовых колес), то..
| | | | ...утопив тонким стержнем усик контакта индикатора износа… | …снимаем с него пластмассовый корпус разъема. После этого провод легко продеть через резиновые держатели, фиксирующие его на тормозном шланге. | Ключами “на 10” и “на 15” отворачиваем тормозную трубку от шланга. При этом примите меры против утечки тормозной жидкости или подставьте под трубку емкость. | Снимаем суппорт вместе с тормозным цилиндром. | 9 (б) | 10 (б) | 11 (б) | 12 (б) |
На этом отличия заканчиваются. | | | | Ключом “на 17” отворачиваем два болта… | …и снимаем направляющую колодок. | Ключом “на 12” отворачиваем колесные направляющие. При этом ступицу от проворачивания удобно зафиксировать двумя колесными болтами и монтажной лопаткой.
| Вынув направляющие… | 13 | 14 | 15 | 16 |
| | | | …снимаем тормозной диск. | Ключом “на 10” отворачиваем три болта… | …и удаляем старый защитный кожух.
| Новый, как видите, выглядит иначе. | 17 | 18 | 19 | 20 |
| Сборку проводим в обратной последовательности. Вот что должно получиться в итоге. | 21 |
К этому – несколько замечаний. Перед установкой нового диска тщательно очистите привалочные поверхности ступицы. Если биение диска велико, выньте колесные направляющие и поверните его относительно ступицы на 180° – иногда это помогает. Если нет, диски придется менять на другие. Без подбора не обойтись. И если заменили цилиндры, не забудьте прокачать тормоза! Евгений БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР “Крестовский” Несколько строк от себя: Первое при покупки дисков выбирайте магазин поближе к дому или работе - вам придется туда еще не раз вернуться, подобрать правильный диск трудновато, смотрите также чтоб на дисках стоял штамп ОТК или что-нибудь подобное, тогда шансов что он правильный побольше. Правильный диск встает идеально и не какого биения как ни крути относительно ступицы. Второе: Суппорта менять нет смысла если они в нормальном состоянии, если хотите сэкономить: купите скобу, направляющую колодок и кожух с диском - этого достаточно для апгрейта. Третье шестегранник для откручивания скобы покупайте только закаленный и удлиняйте трубой в 35-45 сантиметров, иначе открутить болты практически не реально.
|